Какие игрушки полезны ребенку

23 Июль 2013

Игрушки для детей

Детские игрушки, поступающие на наш рынок, проходят обязательную экспертизу на соответствие гигиеническим нормам. Но мало кого интересует, насколько игрушки соответствуют детским потребностям, насколько они способствуют развитию или являются вредными и препятствуют развитию.

Возьмем, к примеру, современных гламурных Винкс и Брац. Такие куклы совершенно не подходят для детей, т.к. у них сформированный производителем завершенный образ, он не располагает к заботе. Самая полезная кукла для девочки – кукла-ребенок, за которой можно ухаживать, кормить, укачивать. Куклы Барби и ее аналоги не пригодны для того, чтобы их нянчить, укладывать спать, петь колыбельные, т.е. выполнять те естественные действия, которые присущи девочке в силу ее женской природы. Кукол Братц, Монстер Хай и схожих с ними можно только бесконечно переодевать, используя те аксессуары, которые к ней прилагаются. Такие куклы лишают возможности развивать фантазию.

Во внешнем облике хорошей игрушки не должно быть все так определенно - это открывает возможность вложить в нее свою фантазию, свой замысел. Братц, Барби – куклы, готовые к употреблению, с ними можно проводить лишь механические действия.

Отличная игрушка для детей любого возраста – мяч. С ним можно придумать множество игр. Кубики также открывают большой простор для фантазии. Не стоит бояться мягких игрушек, называя их пылесборниками. Несколько добротных мягких игрушек нужны ребенку. Но следует выбирать животных естественных окрасок и форм. Если это фиолетовая корова с бантиком на голове, то у ребенка может неправильно сформироваться представление о животном. Или встроенный в игрушку механизм, повторяющий одну и ту же фразу электронным голосом, – такая игрушка резко сокращает варианты игры с ней. Если это будет простой серый зайчик, его можно будет и покормить, и спать уложить, придумать множество сюжетов для игр с ним.

Любая игрушка призвана развивать у ребенка различные способности. Чем больше у игрушки заложенных функций и технологического оснащения, тем больше она лишает активности фантазии. Если собака сама бегает и гавкает, то ребенку остается только смотреть на нее.

Многие родители с восторгом хвалятся, что их 4-5-летние дети активно пользуются компьютером, сами включают и играют в “развивающие” игры, что очень опасно, т.к. эти игры очень затягивают, у детей создается вторая реальность, которая часто становится интересней реальной жизни. Очень часто бывает трудно вытащить ребенка из этой игры, будь она в компьютере или в телефоне. И с возрастом ребенок будет все больше и больше втягиваться в них, если ему не предоставить альтернативу.

Сейчас складывается тенденция, что дети дошкольного возраста все меньше и меньше играют в ролевые и подвижные игры, заменяя их компьютерными развивающими программами. А в дошкольном возрасте игра совершенно необходима для правильного формирования личности. Ребенок в игре моделирует то, что не может пережить в реальности в силу своего возраста, он как бы тренируется навыкам взрослой жизни. Детям необходимы игры с ролями: игра в доктора, в парикмахера и т.п. со всеми необходимыми атрибутами. Играя, ребенок примеряет на себя новую роль. Он переносится в вымышленный мир, где предметы используются не только по назначению, но также становятся символами. К примеру, мальчики 5 лет играют в космонавтов. Забравшись на сук дерева, они летели в ракете на Марс. Капитан сосредоточенно сидел за штурвалом, пассажиры крепко держались за ветки. Корабль летел в течение часа. Вдруг один мальчик попросил сойти, он захотел в туалет. Другие ребята стали возмущаться - сойти невозможно, они же в космосе. И мальчик, пожелавший выйти, согласился лететь дальше. Это – настоящая игра, где ребенок по собственному желанию соблюдает правила, а нарушитель проигрывает перед товарищами. Ребенок получает огромное удовольствие, выполняя в игре какую-то обязанность, соблюдая ограничения, т.к. сам становится хозяином своей игры. Именно поэтому дети способны дольше удерживать внимание в игре и не утомляются, чем на занятиях или выполняя задания по чужой воле.

Мода на раннее развитие толкает родителей на покупку букв и цифр 6-месячному малышу. Они ошибочно полагают, что ребенок от этого станет умнее. Это крайне вредно для ребенка. Такие родители не владеют знаниями в области детского развития. Полагая, что ребенок усваивает все аналогично взрослым.

Двухлетнему ребенку для полноценного развития не нужно ни азбуки, ни иностранного языка, ему полезней всего то, что он многократно повторяет со всевозможными предметами: открывать и закрывать, тянуть и толкать, заползать и выбираться, много двигаться. Этим постигается мир в его возрасте.

В год прекрасная развивающая многие умения игрушка – пирамидка.

В норме ролевая игра актуальна в возрасте до 7 лет. Младшие школьники начинают играть в игры с правилами. Сейчас же детей заставляют учиться в 4-5 лет, а на игры времени не остается. Так, школьники вместо того, чтобы заниматься, тянутся к играм. И бесполезно запрещать детям носить в школу кукол и машинки, пока они не наиграются.

Когда сдвигаются естественные этапы развития, результатом становится резкое отставание. То, что должно быть в 4 года, происходит в 7 лет. Недоигравшие в детстве люди становятся инфантильными в более позднем возрасте.

Ребенок сам не научится играть. Обязанность родителей – научить его этому. Ребенок может видеть кубики, но не знать, что из них можно собрать дом, или наблюдать за кошкой, не зная, что ей больно, когда тянут за хвост или приятно, когда гладят по головке. Смысл вещей и возможные манипуляции с ними ребенок осваивает только благодаря постоянному и интенсивному общению с близкими взрослыми.

Вы здесь:   ГлавнаяБиблиотекаКакие игрушки полезны ребенку